Previous Entry Share Next Entry
Вопросы свободы и народной эмансипации
кот
red_w1ne


Кобад Ганди (Kobad Ghandy) родился в 1957 г. в богатой семье и закончил престижный колледж св. Хавьера в Бомбее (ныне Мумбаи). По происхождению он парс. В 1983 г. Кобад женился на Анурадхе Шанбаг, девушке из интеллигентной семьи (ее родители были коммунистами и даже поженились в офисе тогда еще единой Коммунистической партии Индии). И Кобад, и Анурадха присоединились к движению наксалитов в 1970-х гг. и работали в штате Махараштра, переехав из Бомбея в Нагпур. В 1981 г. Кобад был избран членом ЦК КПИ (марксистско-ленинская) [Народная война]. Эта партия со сложным названием была одной из многочисленных фракций, на которые раскололась КПИ (марксистско-ленинская) после смерти ее вождя Чару Мазумдара. Группа народной войны, как ее стали впоследствии называть, была основана в 1980 г. в штате Андхра-Прадеш и решила развернуть массовое партизанское движение. Супруги Ганди принимали активное участие в деятельности партии на протяжении нескольких десятилетий, чаще всего находясь на нелегальном положении. В 2004 г. Группа народной войны объединилась с другой фракцией наксалитов и стала называться КПИ (маоистская). В 2007 г. на ее объединительном съезде Ганди был введен в Политбюро, а Анурадха избрана в ЦК, где она в тот момент была единственной женщиной.

В руководстве движения Кобад Ганди занимался партийной документацией, в том числе переводом ее на английский язык, руководил подкомитетом по массовым организациям в ЦК партии, по некоторым данным, он также работал над развитием маоистского движения в городах. По словам самого Ганди, он не имел никаких связей с вооруженным крылом партии (Народно-освободительной партизанской армией).

В сентябре 2009 г. Ганди был арестован в Дели, где он находился на лечении от рака. В настоящее время он - заключенный в тюрьме Тихар недалеко от индийской столицы. Дело Кобада до сих пор рассматривает суд в Нью-Дели, ему предъявлено множество обвинений, в числе которых членство в запрещенной партии. Анурадха умерла в апреле 2008 г. от малярии, находясь на нелегальном положении.

Начиная с 2010 г., Ганди публикует статьи в индийском журнале Mainstream на экономические и политические темы. Ознакомиться с ними можно по следующей ссылке. Серия статей «Вопросы свободы и народной эмансипации» (Questions of Freedom and People’s Emancipation) выходила в журнале с августа 2012 по январь 2013 гг. В ней Кобад затрагивает широкий спектр вопросов, касающихся опыта социалистического строительства в СССР и Китае.

Как и любой коммунист, Ганди стремится найти ответ на вопрос о причинах поражения социализма в СССР и фактического отказа от социалистического пути в КНР, и в конечном итоге приходит к выводу, что основной причиной неудач была неспособность социализмов прошлого создать нового человека. Говоря о новом человеке, Ганди уделяет основное внимание ценностям, выделяя в них «ценности добродетели» (присущие коммунистическому обществу) и «ценности безнравственности» (свойственные обществу буржуазному или классовому вообще). Ключевым вопросом в деле построения нового социализма (помимо необходимых социально-экономических изменений) он считает усвоение людьми новых ценностей, что должно сделать невозможным откат назад, к капитализму.

Рассматривая концепцию Ганди, о содержании которой можно спорить (он делает ряд весьма сомнительных утверждений и в ряде случаев, возможно, впадает в идеализм), следует помнить, что он находится в заключении, публикует свои тексты в буржуазной прессе и поэтому вынужден говорить иносказательно. В его статьях, например, нет упоминаний о революции, вместо нее он пишет о «переменах». Ганди пишет о «партии», не называя ее прямо КПИ (маоистской), он говорит о «новом обществе» вместо социалистического общества и т.д. Несмотря на иносказательность, статьи Ганди правильно поняли в лагере сочувствующих наксалитам. Известный в Индии общественный деятель и журналист Бернар д’Мелло даже увидел в работе Кобада призыв к созданию «красных баз» в городах (хотя Ганди говорит всего лишь о сообществах людей, пропагандирующих новые ценности).

Перевод статей Ганди на русский язык был непростым делом, как из-за особенностей индийского варианта английского языка, так и из-за состояния самого текста. Статьи Кобада временами напоминают дневниковые записи, объединенные общей темой, личные размышления или даже своего рода самовнушение (здесь он напоминает Марка Аврелия и Боэция). Разумеется, тюремные условия также не способствуют тщательной обработке текста, который, вероятно, ему приходилось писать большей частью по памяти, не имея возможности проверить источники.

Так или иначе, я надеюсь, что публикация данного перевода будет интересна для российского читателя, который хочет узнать больше о революционном движении в Индии и о движении наксалитов. В России, да и отчасти в самой Индии, бытует странный предрассудок, что наксалиты – это полуграмотные крестьяне, не имеющие никакой идеологии и стратегии действий. Статьи Кобада Ганди являются блестящим доказательством обратного.

Вопросы свободы и народной эмансипации

  • 1
Большое спасибо за большой труд! Тема очень интересная и заслуживает большого внимания. Буду изучать.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account